Коллекторы: кто это и что бывает с теми, кто не отдаёт долги?
Все банковские организации используют услуги профессиональных взыскателей долгов, но только не все в этом признаются. Говорить о коллекторах считается почти неприлично, поэтому многие банки делают вид, что вовсе не связаны с коллекторами. Банковские работники, юристы, маркетологи, пиар-менеджеры стараются не касаться этой щекотливой темы, но мы всё-таки постараемся рассмотреть некоторые аспекты совместной работы банков и профессиональных взыскателей долгов.
Всё не так уж и страшно!
Если хорошо подумать, то общение с коллекторами даже полезно! Вспомните, что раньше к должникам приходили настоящие рэкетиры, и это было очень страшно. Теперь же к задолжавшим приходят или звонят коллекторы, что конечно не приятно, но не несёт никакой угрозы. Более того, действия коллектора регламентируются законом. Все проблемы связанные с профессиональными взыскателями долгов — из-за элементарного незнания своих прав и панического страха.
Более того: коллекторское агентство сегодня может стать помощником в выплате задолженности. Конечно, чтобы этого добиться, необходимы хотя бы элементарные теоретические знания.
Почему коллекторы так старательно взыскивают даже небольшие долги?
Предположим, что вы не заплатили вовремя платёж на небольшую сумму — 2000 рублей. Вроде бы от такой мелочи банк не разориться, однако коллекторы настойчиво просят вас вернуть долг: звонят, пишут письма и т.д. Этому есть объяснение. Статистика показывает, что:
— 20% кредитов в нашей стране не выплачиваются вовремя;
— 6% кредитов берутся для погашения ранее взятого кредита;
— 10% кредитов вернуть не удастся никогда.
Да, 2000 рублей — маленькая сумма, но учитывая, что почти 80% всех долгов россиян это именно суммы до 3000, вместе они составляют внушительную и ощутимую для банка сумму, т.е. многомиллионные убытки. Один долг по ипотеке для банка не так страшен, как тысячи мелких просрочек. Именно поэтому банк взыскивает с должников даже самую незначительную сумму так строго. Также работают коллекторские агентства, которым банки передают информацию о должнике. Для коллектора сумма просрочки вообще не имеет значения.
Для полного понимания масштабности проблемы, представьте: сегодня в России более 40 миллионов человек имеют различные кредиты. Это половина финансово активного населения РФ. При этом 5 миллионов из них регулярно задерживают выплаты по кредитам, а общая сумма всех просрочек превышает 10 трлн. рублей. Для вас 2000 рублей — действительно небольшая сумма и её не трудно заплатить. Поинтересуйтесь у коллектора, где удобней и быстрее заплатить долг и он больше вас не побеспокоит.
Помните: для коллектора не бывает маленьких или незначительных просрочек.
А если вы не виноваты?
Бывают случаи, когда законопослушные плательщики попадают в список должников по ошибке. Например, при оплате кредита произошёл системный сбой, и коллекторы продолжают настаивать на уплате долга. Или на ваш домашний телефон звонят коллекторы и требуют возвращения долгов, это может происходить, если бывший владелец квартиры указывал в договоре с банком этот номер. В данном случае коллектор не сможет войти в ваше положение, т.к. действует строго по установленному плану. У него вы числитесь, как должник и пока долг не будет выплачен полностью, он от вас не отстанет.
Конечно, такая ситуация неприемлема, но обсуждать её с коллекторами бесполезно. Взыскатель долгов работает по утверждённому плану и руководствуется должностной инструкцией, в которой приписаны самые разные случаи. Инструкция составлена так, чтобы коллектор всегда был беспристрастным, но при этом не выходил за законные рамки. Должник говорит, что ничего не должен? Коллектор не должен ему верить, это его работа. Если у вас сложилась такая ситуация, то самое верное решение — связаться с банком и попросить убрать вас из списка должников. Работники банка способны решить вашу проблему в отличие от коллекторов. Скорее всего, вас попросят подтвердить факт внесения платежа, например платёжные чеки или документы на квартиру.
Помните: спорить с коллекторами бесполезно, все спорные ситуации необходимо решать с банком.
Какие бывают задолженности?
Профессиональные взыскатели долгов разделяют задолженности на два типа: случайные просрочки и кредитные пирамиды. Случайные просрочки образуются в основном, когда заёмщик немного не рассчитал свой бюджет, например, потратил слишком на покупки или отпуск. Такие должники имеют просрочки не более 3000 рублей сроком не больше недели. В этом случаем коллектор — не больше, чем живое напоминание о долге.
Кредитные пирамиды — гораздо более тяжёлая ситуация, возникающая, когда должник взял кредитов больше, чем он может платить. Для осуществления платежей по старым кредитам заёмщик вынужден брать всё новые и новые кредиты. Общая база кредитной задолженности увеличивается в геометрической прогрессии. Таким горе-заёмщикам нужна полная реструктуризация и коллектор здесь выступает в роли финансового консультанта.
Есть ещё один тип — должники, наотрез отказывающиеся выплачивать долги. Коллектор тут бессилен и дело передаётся в территориальный суд.
Как общаться с коллекторами?
Крупные банки работают по следующей схеме: кредитополучатель берёт сумму в долг и вовремя их возвращает. Поэтому перед выдачей кредита банки проверяют платежеспособность потенциального заёмщика и его кредитную историю. Первоначально банки вовсе не хотят отправлять к вам коллекторов, это — вынужденная мера. Банки понимают, что если хороший кредитополучатель вовремя не внёс очередной платёж, значит, случилось что-то экстраординарное. Банку не выгодно преследовать и запугивать такого заёмщика для получения денег. Наоборот, в данном случае банк охотно идёт навстречу клиенту и помогает справиться с долгом. В этом случае коллектор является помощником, который вместе с должником ищет выход из сложившейся ситуации.
Коллектор работает строго в соответствии с установленным законодательством, и он имеет право встретиться с вами, написать вам письмо, позвонить или передать сообщение при помощи телеграфа. При этом коллектор обязан представиться, назвать свои Ф.И.О., должность и реквизиты агентства. Беспокоить коллектор вас имеет право только в определённое время: в будни с 8 до 22 часов, в выходные — с 9 до 20 часов. В мае 2016 г. Госдума обещает ратифицировать новый закон, который будет жестче регламентировать работу коллектора, а пока взыскатели долгов сами решают сколько раз в день звонить и сколько писем отправлять должнику.
Коллектор заинтересован не запугать вас, а уговорить выплатить долг, но если вы не идёте на контакт, то коллектор может применять более жёсткие меры, но в рамках законодательства.
Помните: относитесь к коллектору так, как вы бы хотели, чтобы он относился к вам.